Угольная промышленность: развитие и перспективы
Дата публикации: 02.04.2025 03:51:24
«Черный движитель» отрасли
Уголь после древесины был первым из используемых человечеством видов ископаемого топлива. Считается, что месторождения бурого угля, или лигнита были когда-то залежами торфа, которые около 50 млн. лет назад претерпели преобразование из иловых отложений древних водоемов в результате биохимической деградации. Поэтому можно допустить, что бурый уголь – гумусовая органика.
Лигнит – «молодой» по геологическим меркам уголь, который до конца не созрел, не углефицировался. Подсчитано, что для образования одного метра угля потребуется около 20 метров исходного растительного материала.
Мировые запасы лигнита составляют 45 % от общих угольных объемов. Добывают бурый уголь в большинстве случаев открытым способом, снимая верхний слой грунта. Бурым он называется так не из-за цвета (чаще всего он или темно-коричневый, или матово-черный), а потому, что зола после его сгорания имеет буроватый оттенок. Бурый уголь бывает разных классов, отличается по теплоте сгорания, зольности, влажности, содержанию серы.
В угленосных отложениях наряду с углем содержатся многие виды георесурсов, обладающих потребительской значимостью. К ним относятся редкоземельные металлы и их соединения. Выяснилось, например, что угли Ангренского месторождения обогащены химическим элементом германием, соседствуют с несколькими видами каолина, известняком и другими ППИ. Проектная производственная мощность угледобычи при текущих оборотах такова, что местного бурого угля, используемого только в качестве топлива, хватит еще лет на 300-400.
Вперед – и в бой! Уголь сам себя не добудет
На первом этапе развития горнодобывающей промышленности Узбекистана самым эффективным и, главное, дешевым способом добычи полезных ископаемых стала открытая разработка на Ангренском угольном месторождении. В 1948 году разрез и шахта стали первыми промышленными предприятиями, которым предстояло снять жирные черные «сливки». А если заглянуть в далекий теперь 1948 год, год рождения Ангренской угольной отрасли, выясняется, что в отвал был отправлен 1 млн. кубометров грунта, а годовая мощность разреза по добыче угля составила 408,8 тонны. В тот год страна получила 19,6 тыс. тонн «черного золота». Но это же совсем мало, скажет кто-то. Однако так начинался ангренский уголь… Он – наше богатство, и город Ангрен возник исключительно благодаря его добыче.
А вот и производственные рекорды. В 1978 году объем добычи угля по сравнению с 1948 годом вырос в 8,4 раза. В 1979 году объем добычи бурого угля на разрезе «Ангренский» составил уже 5 млн. 144 тыс. 500 тонн. В 1980 году – выработано 5 млн. 018 тыс. тонн угля. В 1990 – добыто 5 млн. 775,5 тыс. тонн угля и проведено вскрышных работ до 50 млн. кубометров в год. В 2024 году был достигнут показатель максимального объема добычи угля – 6,7 млн. тонн.
Разрез «Ангренский»… Сложно оценить масштаб этой гигантской рукотворной воронки, ведь средняя высота каждой террасы (уступа, эскарпа) более 20 метров.
Здесь лигнит залегает не очень глубоко под землей, поэтому горное предприятие, осуществляющее разработку месторождения полезных ископаемых открытым способом, носит название карьера. А вот в угольной промышленности вместо слова «карьер» применяется термин «разрез». А все потому, что способ добычи угля таков, что при выемке пустой породы получается длинное углубление в земле, которое похоже на разрез.
Вскрышные породы – многометровая толща лессовых, галечных, песчаных, каолиновых и прочих осадочных отложений, для угля своего рода «одеяло». Чтобы добраться до угольного пласта, применяется так называемый ступенчатый метод разработки. Снятые горные породы отправляются на внешние отвалы, затем обнажается угольный пласт, и начинается процесс добычи.
Трудовая жизнь «эксказавров»
Уже с начала основания Ангренского угольного месторождения специалистами обсуждалась проектная мощность крупнейшего угледобывающего предприятия региона. Однако без тяжелой спецтехники добывать уголь из недр земли не представлялось возможным. В первые годы на разрез стали поступать экскаваторы «Морион», которые работали на… дровах. Их так и называли – «паровая лопата». Сейчас этот исторический факт может показаться смешным, но именно такие «эксказавры» стали здесь, на разрезе, первопроходцами.
А вот этот шагающий «дедушка-экскаватор» ЭШ-10-70А и каждый из пяти его «собратьев», до сих пор работающих в чаше разреза, может негласно отметить свой более чем полувековой юбилей. ЭШ, драглайн – гибрид экскаватора и крана, который имеет и стрелу, и ковш. Тут большое значение имеют и размеры машины, и длина стрелы, позволяющая сократить количество циклов экскавации горных пород при производстве вскрышных работ. Кроме ЭШ, на уступах и в забоях разреза работают карьерные гусеничные экскаваторы (ЭКГ), которые поступили на предприятие в разные годы.
В 2021 году на разрез прибыл в разобранном виде японский экскаватор «Хитачи», предназначенный для селективной (отборной) выемки угля. В 2024 году трудовой коллектив разреза получил еще два экскаватора этой же марки с объемом ковшей 4 и 17 м3. В настоящее время сборка гигантских машин ведется на специальной монтажной площадке, после чего они своим ходом пойдут в угольные забои.
Работаем дружной командой и верим в успех
Проекты, направленные на дальнейшее развитие отечественной угольной отрасли, имеют основу, касающуюся увеличения и поддержания производственных мощностей. В планах - обновление морально и физически устаревшего горного оборудования, в том числе прокладка дополнительных железнодорожных путей и модернизация подвижного состава - основного вида транспорта, занимающегося перевозкой вскрышных пород и угля.
В целях усиления мощности производства планируем последовательно увеличивать угледобычу. В 2024 году мы продемонстрировали впечатляющий результат и вместо запланированного уровня добычи в 6 млн. 200 тыс. тонн получили 6 млн. 700 тыс. тонн угля. В настоящее время идет поэтапное увеличение добычи угля, и до 2030 года мы должны довести показатели по добыче до 10 млн. тонн в год.
Для этого закупили новую технику. Прежде перевозкой угля и вскрыши были заняты самосвалы «БелАЗ» грузоподъемностью 30, 45, 110 и 130 тонн. На монтажных площадках филиала «Автомобильно-технологический транспорт» прошли капитальную сборку новейшие японские самосвалы «Коматцу» грузоподъемностью 90 тонн, в количестве 44 единиц (34 закреплены за разрезом «Ангренский», 10 – за разрезом «Апартак»), приобретены землеройная, грузовая и дорожно-ремонтная спецтехника: бульдозеры, автопогрузчики, грейдеры.
Да, мы нацелены на дальнейшее развитие – на перспективные технологии, на модернизацию компании и отрасли. Благодаря этому сможем добиться любых целей, поставленных перед нами правительством страны.
ладимир КУЗНЕЦОВ,
главный инженер АО «Узбекуголь»
Комментарии
Последние новости:

Пусть наша страна всегда будет мирной, а наш народ-процветающим!
Поздравление генерального директора АО «Узбекуголь» Дусматова Нодирбека Уктамьяновича ветеранам Второй мировой войны и трудовым ветеранам угольной промышленности. Уваж...
Читать

