Современные технологии на службе у горняков
Дата публикации: 18.04.2025 10:01:34
Узбекистан, благодаря своему географическому положению, обладает значительными запасами полезных ископаемых. Однако развитие этой сферы требует принципиально новых решений, обеспечивающих безопасность и эффективность освоения недр. Промышленная добыча полезных ископаемых — это особая отрасль, требующая глубоких знаний, высокого профессионализма и большой ответственности.
В настоящее время рассматриваются инвестиционные проекты, направленные на дальнейшее развитие угольной отрасли страны, расширение и поддержание производственных мощностей. В АО «Узбекуголь» ежегодно планируется наращивание объёмов добычи угля. На Ангренской ТЭС — основном потребителе твёрдого топлива в регионе — планируется установка дополнительного энергоблока мощностью 130–150 МВт для обеспечения стабильного сжигания высокозольного угля. В перспективе планируется освоение угольного месторождения вблизи посёлка Нишбаш в Кураминских горах, где будет применяться подземный способ разработки.
Экскаваторы стали настоящей революцией в горнодобывающей и строительной сферах, пройдя путь от примитивных землеройных машин до современных карьерных гигантов. На основных добычных и вскрышных участках самая распространённая профессия — машинист экскаватора. Сейчас в чаше разреза «Ангренский» монтируются два японских экскаватора марки Hitachi с разной ёмкостью ковшей, которые после сборки и наладки будут введены в эксплуатацию.
Параллельно разрабатывается проект реконструкции железнодорожного хозяйства. На разрезе существуют внутренние и внешние отвалы: первые формируются после выемки угля, вторые — для складирования вскрышных пород. Наша задача — увеличение ёмкости отвального хозяйства. Для этого требуется прокладка дополнительных железнодорожных путей и модернизация подвижного состава во избежание задержек при вывозе вскрышных масс.
Весь ленточный транспорт на разрезе объединяется в систему ЦПТ — циклично-поточную технологию. Это самый оперативный способ перемещения вскрышных пород и полезных ископаемых к складам и в отвалы. Наиболее уязвимым звеном конвейеров является система поддерживающих роликов, которая требует регулярного технического обслуживания и ремонта.
Уголь, добытый экскаваторами, доставляется автосамосвалами во внутренние склады, где он сортируется по фракциям, а затем загружается в вагоны. Локомотивы, состоящие из нескольких вагонов, спускаются с возвышенности вниз, в разрез, загружаются углём и возвращаются обратно на станцию. Здесь функционируют службы движения, эксплуатации, тяги и другие подразделения. Среди работников — машинисты локомотивов и их помощники, дежурные диспетчеры, сигналисты, составители поездов, машинисты грейферных кранов. В испытательной лаборатории от каждой партии угля отбираются образцы, проводится сертификация продукции. На пункте формирования составов из небольших групп вагонов собираются длинные поезда по 20, 40 и даже 60 вагонов, которые отправляются к потребителям в различные регионы нашей республики.
Согласно плану технического обновления, за последние три года АО «Узбекуголь» закупило ряд единиц импортной спецтехники: экскаваторы, карьерные самосвалы, автогрейдеры, бульдозеры и погрузчики. Оба действующих разреза — «Ангренский» и «Апартак» — укомплектованы современными большегрузными самосвалами марок БелАЗ и Komatsu. Экипаж каждого автомобиля — четыре человека. Водители работают по сменам, курсируя по маршрутам: от экскаватора к отвалу, от отвала обратно, либо на угольный склад. За одну смену можно намотать более 100 километров. Рабочий день начинается с технического осмотра машины: проверяются ходовая часть, электрооборудование и состояние шин.
Иногда возникают трудности с запчастями для ремонтной базы, однако коллектив завода РГТО успешно справляется с задачами по восстановлению техники и производству необходимых деталей. Ассортимент продукции предприятия весьма широк: к примеру, в списке на первых позициях — зубья ковшей, так как они быстрее всего изнашиваются в процессе эксплуатации экскаваторов. Некоторые комплектующие закупаются за рубежом, но основная часть запчастей и технических узлов производится на месте, что позволяет снизить зависимость от иностранных поставщиков и значительно экономит средства.
Инновационные технологии, несомненно, двигают горную промышленность вперёд. Однако в угледобыче до сих пор задействовано много ручного труда. Полностью отказаться от него пока невозможно. Подготовка квалифицированных кадров идёт медленно: чтобы из простого рабочего вырос настоящий специалист, требуется не менее пяти лет.
Роберт Еникеев,
начальник технического отдела АО «Узбекуголь»